
РОЛЬ ИСТОРИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Мироненко Сергей Владимирович
учитель истории МБОУ «СОШ №24 им. Героя Советского Союза М,С,Поливановой»
e-mail: omz2006@mail.ru
В современном отечественном обществоведении существует точка зрения, согласно которой национальная идентичность молодых россиян формируется под существенным влиянием исторического знания.[4] История выступает инструментом гражданско-патриотического воспитания и, в более высоком смысле, формирования нации. Вместе с тем, в современном российском обществе сложилось противоречие, заключающееся, - с одной стороны, между потребностью современного общества и государства в воспитании у подрастающего поколения прочных теоретически фундированных представлений и убеждений патриотического свойства по отношению к своей Родине. С другой, - с отсутствием эффективной государственной научно обоснованной политики в отношении развития у социализирующегося юного поколения россиян духовных и идейных качеств, в том числе патриотизма.
В педагогической и обществоведческой литературе пока отсутствует такое определение патриотизма, которое на практике дало бы возможность целенаправленно и эффективно применять те или иные методы и подходы для его развития. В общепринятом смысле, патриотизм — (греч.patris-отечество) нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.[3]
Из определения видно, что патриотизм в обществоведении есть принцип, в том числе и политический, и в этом смысле говорить о том, что теоретический принцип может быть привнесен в сознание в рамках воспитания, вряд ли правомерно. То же самое можно сказать и о патриотизме как чувстве, которое эмоционально переживается, но чем оно на самом деле вызвано, не вполне и не всегда понятно. Например, если бы в свое время спросили у М.С. Горбачёва о том, любит ли он Родину, то, он наверняка ответил бы утвердительно. Однако, на вопрос, был ли он патриотом, - многие из наших сограждан, особенно пожилого возраста, вряд ли назвали бы первого Президента СССР защитником интересов своего государства и, собственно, патриотом. Становится очевидным, что понимание патриотизма, даже в научной литературе, в значительной степени подвержено умозрительно-спекулятивному влиянию, значительно затрудняющему создание системы его воспитания.
Преодолевая указанную трудность, в качестве отправной точки теоретической проработки проблемы, попытаемся сформулировать оригинальное понятие патриотизма как социального качества, формирующего общественное поведение. Это позволяет выделить когнитивные структуры общественного сознания российских граждан, прежде всего, молодёжи, воздействие на которые, в том числе и методами воспитания, даёт возможность формировать патриотическое и государственно ответственное социальное поведение.
В качестве рабочей гипотезы будем считать, что патриотизм есть устойчивая ментальная структура, образующаяся в процессе социализации личности и определяющая её поведение в обществе. В случае достаточного развития, при восприятии субъектом окружающей социальной реальности, наличие патриотизма оказывает влияние на процесс формирования социального поведения, прежде всего, путем реализации базовых архетипов. В итоге, патриотизм, как ментальная структура, обладает способностью вырабатывать такой тип социального поведения, которое направлено на подчинение личных интересов, интересам страны, народа, социальной группы.
Для проверки выдвинутой выше гипотезы, выявления составных частей патриотизма и роли исторического знания в его формировании, будем использовать интерпретационную модель «картины мира», репрезентирующую окружающий мир в понятийном мышлении, а затем реализующуюся в социальном поведении.[1] При этом будем понимать патриотизм как один из ключевых концептов «картины мира» человека, имеющий высшую ценностную степень ( 5-й уровень ценностей по А. Маслоу) по отношению к своей Родине и народу. Этот концепт тесно связан с концептами, определяющими ценностные ориентации индивида. В процессе репрезентации различных социальных явлений, данный концепт реализуется через психологическую установку( по Узнадзе), которая в процессе формирования социального поведения делает это поведение направленным на возвеличивание, превалирование, защиту интересов своего народа и государства. Не имея возможности в рамках статьи подробно рассматривать предложенную модель, отметим, что в её основе лежат взгляды выдающегося русского ученого Б.Ф. Поршнева. В частности, речь идёт о двухуровневом понятийном мышлении и огромной роли архаических форм мышления в репрезентации современных реалий.[1,119-120]
Виртуализация социальной жизни во всем мире, и в России, в частности, смещение коммуникативных практик в интернет и к другим безличным формам, существенно повлияли на усвоение научного исторического контента коллективным и индивидуальным сознанием, сделали перенос исторического знания из научного в обывательский и медийный дискурс нелинейным, и далеко не адекватным. Речь идет как об объективных закономерностях, влияющих на соответствие научным данным репрезентации исторических событий российским социумом, так и о намеренных искажении тех или иных фактов.
При этом, огромную роль в становлении исторического сознания общества, усвоения им исторического знания и его конкретного содержания, интерпретирующего те или иные важные события, играет образовательный дискурс. К сожалению, в постсоветский период историческое образование в России в полной мере испытало на себе тяжесть социального безвременья и дезорганизации.
Рассматривая как сверхзадачу изучение процесса формирования «картины мира» у социализирующейся личности в конкретном обществе, в нашем случае в российском, попытаемся выяснить место исторического знания в этом архиважном процессе. Полагаем, что базовым моментом его понимания, выступает ряд положений генетической эпистемологии Жана Пиаже. Как установил Пиаже, сложные абстрактные понятия, такие как политика, наука, право, история и т. д., осваиваются социализирующейся личностью молодого человека к возрасту 14-15 лет. Данный этап духовного становления обозначается Ж. Пиаже как стадия формальных операций. Главным результатом этой стадии является интеграция систем мышления, что позволяет субъекту отвлекаться от непосредственно воспринимаемой реальности, опираясь на системные и формальные основания. [2]
Очевидно, что способность к сознательному оперированию историческими знаниями, их получением, оценкой, интерпретацией и использованием для анализа текущей общественно-политической ситуации в стране и в мире, будет сформирована у молодого человека примерно к этому возрасту.
В социологической литературе существует обоснованная точка зрения, согласно которой история, будучи инструментом гражданско-патриотического воспитания и, в более высоком смысле формирования нации, вызывает у молодёжи непредвзятый интерес, блокируемый в настоящее время как качеством преподавания исторических дисциплин в образовательных учреждениях, так и разнонаправленностью конструируемых в СМИ и на уровне социальных институтов исторических нарративов. Поэтому формирование исторического сознания молодёжи происходит маргинальным образом, с существенными деформациями.
Изложенная выше гипотеза в отношении исторического сознания современной молодёжи дала возможность приступить к его предметному изучению. На первом этапе автором было проведено социологическое исследование «Формирование исторического сознания в «картине мира» современной молодёжи и возможности ветеранов органов безопасности в плане развития этой картины». Полученные материалы подтверждают состоятельность выдвинутых положений и дают основания для дальнейшей работы по совершенствованию и конкретизации системы патриотического воспитания.
В настоящее время в СОШ № 24 с использованием изложенных выше подходов подготовлена Концепция патриотического и нравственного воспитания учащихся, Полагаем, что она будет служить теоретико-методологической основой для составления планов патриотического и нравственного воспитания учащихся в конкретные периоды, с учетом как текущих событий, так и памятных дат. Сквозной характер воспитательного воздействия, от детского сада, до старших классов средней школы, позволяет надеяться на эффективность реализации Концепции.
Использованная литература:
- Мироненко С.В. Репрезентация политики. Монография. -М.:Самотека:МИД «Осознание», 2010.
- Пиаже Жан. Генетическая эпистемология. - СПб.: Питер, 2004.
- Социология: Энциклопедия /сост. А.А.Грицинов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин, Г.Н.Соколов, О.В.Терещенко. -М:. 2003 г.
- Столяренко Л.Д., Фролов В.А. Историческое сознание российской молодёжи: поиск жизненных ориентиров и институциональная композиция// Теория и практика общественного развития. 2013, .№ 11. - с.75
Мироненко Сергей Владимирович
учитель истории МБОУ «СОШ №24 им. Героя Советского Союза М,С,Поливановой»
e-mail: omz2006@mail.ru
В современном отечественном обществоведении существует точка зрения, согласно которой национальная идентичность молодых россиян формируется под существенным влиянием исторического знания.[4] История выступает инструментом гражданско-патриотического воспитания и, в более высоком смысле, формирования нации. Вместе с тем, в современном российском обществе сложилось противоречие, заключающееся, - с одной стороны, между потребностью современного общества и государства в воспитании у подрастающего поколения прочных теоретически фундированных представлений и убеждений патриотического свойства по отношению к своей Родине. С другой, - с отсутствием эффективной государственной научно обоснованной политики в отношении развития у социализирующегося юного поколения россиян духовных и идейных качеств, в том числе патриотизма.
В педагогической и обществоведческой литературе пока отсутствует такое определение патриотизма, которое на практике дало бы возможность целенаправленно и эффективно применять те или иные методы и подходы для его развития. В общепринятом смысле, патриотизм — (греч.patris-отечество) нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.[3]
Из определения видно, что патриотизм в обществоведении есть принцип, в том числе и политический, и в этом смысле говорить о том, что теоретический принцип может быть привнесен в сознание в рамках воспитания, вряд ли правомерно. То же самое можно сказать и о патриотизме как чувстве, которое эмоционально переживается, но чем оно на самом деле вызвано, не вполне и не всегда понятно. Например, если бы в свое время спросили у М.С. Горбачёва о том, любит ли он Родину, то, он наверняка ответил бы утвердительно. Однако, на вопрос, был ли он патриотом, - многие из наших сограждан, особенно пожилого возраста, вряд ли назвали бы первого Президента СССР защитником интересов своего государства и, собственно, патриотом. Становится очевидным, что понимание патриотизма, даже в научной литературе, в значительной степени подвержено умозрительно-спекулятивному влиянию, значительно затрудняющему создание системы его воспитания.
Преодолевая указанную трудность, в качестве отправной точки теоретической проработки проблемы, попытаемся сформулировать оригинальное понятие патриотизма как социального качества, формирующего общественное поведение. Это позволяет выделить когнитивные структуры общественного сознания российских граждан, прежде всего, молодёжи, воздействие на которые, в том числе и методами воспитания, даёт возможность формировать патриотическое и государственно ответственное социальное поведение.
В качестве рабочей гипотезы будем считать, что патриотизм есть устойчивая ментальная структура, образующаяся в процессе социализации личности и определяющая её поведение в обществе. В случае достаточного развития, при восприятии субъектом окружающей социальной реальности, наличие патриотизма оказывает влияние на процесс формирования социального поведения, прежде всего, путем реализации базовых архетипов. В итоге, патриотизм, как ментальная структура, обладает способностью вырабатывать такой тип социального поведения, которое направлено на подчинение личных интересов, интересам страны, народа, социальной группы.
Для проверки выдвинутой выше гипотезы, выявления составных частей патриотизма и роли исторического знания в его формировании, будем использовать интерпретационную модель «картины мира», репрезентирующую окружающий мир в понятийном мышлении, а затем реализующуюся в социальном поведении.[1] При этом будем понимать патриотизм как один из ключевых концептов «картины мира» человека, имеющий высшую ценностную степень ( 5-й уровень ценностей по А. Маслоу) по отношению к своей Родине и народу. Этот концепт тесно связан с концептами, определяющими ценностные ориентации индивида. В процессе репрезентации различных социальных явлений, данный концепт реализуется через психологическую установку( по Узнадзе), которая в процессе формирования социального поведения делает это поведение направленным на возвеличивание, превалирование, защиту интересов своего народа и государства. Не имея возможности в рамках статьи подробно рассматривать предложенную модель, отметим, что в её основе лежат взгляды выдающегося русского ученого Б.Ф. Поршнева. В частности, речь идёт о двухуровневом понятийном мышлении и огромной роли архаических форм мышления в репрезентации современных реалий.[1,119-120]
Виртуализация социальной жизни во всем мире, и в России, в частности, смещение коммуникативных практик в интернет и к другим безличным формам, существенно повлияли на усвоение научного исторического контента коллективным и индивидуальным сознанием, сделали перенос исторического знания из научного в обывательский и медийный дискурс нелинейным, и далеко не адекватным. Речь идет как об объективных закономерностях, влияющих на соответствие научным данным репрезентации исторических событий российским социумом, так и о намеренных искажении тех или иных фактов.
При этом, огромную роль в становлении исторического сознания общества, усвоения им исторического знания и его конкретного содержания, интерпретирующего те или иные важные события, играет образовательный дискурс. К сожалению, в постсоветский период историческое образование в России в полной мере испытало на себе тяжесть социального безвременья и дезорганизации.
Рассматривая как сверхзадачу изучение процесса формирования «картины мира» у социализирующейся личности в конкретном обществе, в нашем случае в российском, попытаемся выяснить место исторического знания в этом архиважном процессе. Полагаем, что базовым моментом его понимания, выступает ряд положений генетической эпистемологии Жана Пиаже. Как установил Пиаже, сложные абстрактные понятия, такие как политика, наука, право, история и т. д., осваиваются социализирующейся личностью молодого человека к возрасту 14-15 лет. Данный этап духовного становления обозначается Ж. Пиаже как стадия формальных операций. Главным результатом этой стадии является интеграция систем мышления, что позволяет субъекту отвлекаться от непосредственно воспринимаемой реальности, опираясь на системные и формальные основания. [2]
Очевидно, что способность к сознательному оперированию историческими знаниями, их получением, оценкой, интерпретацией и использованием для анализа текущей общественно-политической ситуации в стране и в мире, будет сформирована у молодого человека примерно к этому возрасту.
В социологической литературе существует обоснованная точка зрения, согласно которой история, будучи инструментом гражданско-патриотического воспитания и, в более высоком смысле формирования нации, вызывает у молодёжи непредвзятый интерес, блокируемый в настоящее время как качеством преподавания исторических дисциплин в образовательных учреждениях, так и разнонаправленностью конструируемых в СМИ и на уровне социальных институтов исторических нарративов. Поэтому формирование исторического сознания молодёжи происходит маргинальным образом, с существенными деформациями.
Изложенная выше гипотеза в отношении исторического сознания современной молодёжи дала возможность приступить к его предметному изучению. На первом этапе автором было проведено социологическое исследование «Формирование исторического сознания в «картине мира» современной молодёжи и возможности ветеранов органов безопасности в плане развития этой картины». Полученные материалы подтверждают состоятельность выдвинутых положений и дают основания для дальнейшей работы по совершенствованию и конкретизации системы патриотического воспитания.
В настоящее время в СОШ № 24 с использованием изложенных выше подходов подготовлена Концепция патриотического и нравственного воспитания учащихся, Полагаем, что она будет служить теоретико-методологической основой для составления планов патриотического и нравственного воспитания учащихся в конкретные периоды, с учетом как текущих событий, так и памятных дат. Сквозной характер воспитательного воздействия, от детского сада, до старших классов средней школы, позволяет надеяться на эффективность реализации Концепции.
Использованная литература:
- Мироненко С.В. Репрезентация политики. Монография. -М.:Самотека:МИД «Осознание», 2010.
- Пиаже Жан. Генетическая эпистемология. - СПб.: Питер, 2004.
- Социология: Энциклопедия /сост. А.А.Грицинов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин, Г.Н.Соколов, О.В.Терещенко. -М:. 2003 г.
- Столяренко Л.Д., Фролов В.А. Историческое сознание российской молодёжи: поиск жизненных ориентиров и институциональная композиция// Теория и практика общественного развития. 2013, .№ 11. - с.75